Влияние информации на экономику, как средство обеспечения качества жизни.
Десять лет назад произошел распад крупнейшей транснациональной корпорации - империи СССР. Произошло это как бы само по себе, изнутри. Но идеи бывших лидеров наших тогдашних конкурентов [1] натолкнули меня на размышления, которые сформулировались в выводы:
1. СССР вел жесткую конкурентную борьбу, проиграл ее и был разрушен посредством "посеянных" и сработавших в нужном месте в нужное время информационных зарядов (т.е. как бы распался сам).
2. Его финансовые потоки, посредством определенных приемов, были тут же перенаправлены в пользу победителей. Этому способствовало отсутствие опыта работы на рынках у тысяч руководителей предприятий, ставших одночасно продавцами (которым нужно не просто сбыть с рук произведенное, а продать его и накормить этим и своих работающих, и государство).
3. Становление государственности способствует восстановлению контроля над этими потоками, увеличению выгоды Украины.
4. Необходимо достичь четкого понимания путей достижения благополучия в наших условиях и спросить себя: "Почему мы говорим "Нет денег" а не "Нет умений"?"
Продолжу по п.4 с учетом п.п.1-3 и с отступлением на эпитеты.
Я рассматриваю любую организованную структуру жизни: биологический организм, предприятие, государство, как подчиняюющуюся одним и тем же законам. Буддийские народы считают причиной любой болезни организма внутренний затор на пути движения энергии-информации "ци". То есть, какого качества получил организм "ци", таким и будет его функционирование. Трудно не согласиться с тем, что любая жизнь требует управления, то есть - принятия решений. Верность же решений зависит от качеств руководителя и результатов анализа и осмысления им этой информации. Таким образом можно сказать: "Какая информация, такое и решение, таков и его результат, такова и сама жизнь".
Предлагаю вместе провести сравнительный анализ структур обеспечения восприятия и использования информации в СССР и в Украине.
СССР: управление практически всеми аспектами жизни велось из единого центра - столицы. Всесторонняя информация для руководства поставлялась специализированными по направлениям службами: статистикой, разведками. Каждая распределяющая надстройка - министерство, ведомство, в дополнение к названным, имели свои информационные вертикали делопроизводства, осуществлявшие прямую и обратную связь. Данная структура, будучи уязвимой в части информационной безопасности (для обеспечения которой был необходим огромный аппарат), с ростом информационного потока не смогла обеспечить ему требуемое жизнью качество и была разрушена.
Украина середины 90х годов: Право продавать с развалом СССР сразу перешло предприятиям. В результате, не имея должного обеспечения рыночной информацией, они автоматически попали в информационную зависимость к победившим конкурентам. На практике это выглядело так: откуда была информация, кто умел договориться (преподнести ее, вызвав необходимую реакцию), с теми и завязывались отношения (их кабальность определялась технологиями воздействия на противоположную сторону).
Украина десять лет спустя: со становлением государственности, отладкой технологий выработки и реализации регулирующих жизнь правил, с набором опыта работы на рынках, экономика постепенно начинает работать в пользу Украины, хотя трудно происходит процесс возвращения состоявшегося по другим правилам бизнеса в лоно государства (в том числе по причине недостаточного внимания государства к обеспечению бизнеса рыночной информацией). Бизнес ищет и находит свою информацию сам, по своему умению. И направляется развивать ту сторону, информация о которой ему легче доступна и более преемлема. Какая же информация руководит бизнесом сейчас?
Рискну расположить способы ее получения по мере их распространенности и действенности:
1. Информация, пришедшая от партнеров по бизнесу. (Используется повсеместно всеми без исключения. Ее качество, направленность и зона действия зависит от отношений и психологических условий партнерства.)
2. Телевидение дает общие сводки, частично определяющие направленность действий ее потребителей (субъектов хозяйственной деятельности)
3. Специализированные печатные издания дают подробную аналитику по рынкам. (при их цене, учитывая практическую невозможность полного охвата проблем вследствие негибкости печатных информационных технологий, эти издания оказываются не всегда эффективными)
4. Интернет, учитывая рост количества и качества представленных отображений реальной жизни в нем, относительные легкость поиска, полноту и достоверность найденной информации, а так же - дешевизну и скорость коммуникации, стал главным источником рыночной информации в развитых странах, приняты некоторые меры по его начальному развитию и у нас.
5. Специализированные фирмы. Судя по скудным сообщениям, имеют значительное влияние на ход крупного бизнеса. Учитывая факт, что "политика - это правила ведения бизнеса", регулируют его информационно. (Вспомним нашумевшее проявление конкуренции между европейским "Аэробусом", американским "Боингом". Для подобных крупных акций используются глобальные разведывательные системы, например "Эшелон" (согласно информации ТВ"Интер", Интернет [2])
На основании сказанного делаю
вывод, что руководит бизнесом информация разного уровня. Касаясь конкретных
территорий, она направляет, усиливает или тормозит развитие этой территорий
результатами своего применения. Цитируя "Вісник Української академії державного управління"[3], опирающегося на Юзвишина [4], скажу, что
"информация - есть побуждение (спонука -укр.)"
Таким образом напрашивается вывод, что если мы хотим улучшить качество жизни на своей территории, нам надо представить ее отображение в Интернете, то есть - дать потенциальным инвесторам возможность самим проанализировать и смоделировать свой бизнес по решению конкретных проблем этой территории. Перечень необходимых к показу данных по инфраструктуре представлен в кн. Фатхутдинова "Менеджмент" [5], там же предлагается и один из возможных способов привлечения к участию жителей территории.
Деловых и активных людей с возможностями не так много, а информационные потоки вокруг них направляют их на другие территории. В отсутствие предлагаемого они могут поучаствовать в нашем развитии только при уж очень выгодных условиях (с учетом риска - который есть проявление отсутствия информации, когда очень сильны вероятностные компоненты). Эти "уж очень выгодные" условия есть не что иное, как энергия-информация-финансы, которыми мы должны заплатить за этот их риск из-за "мутности" нашего информационного пространства. И хотя иностранцы знают о наших рынках больше нас самих, их цель - сделать свой бизнес, и обеспечить в первую очередь себя. Поэтому нам нужно значительно больше и быстрее иностранцев иметь качественную информацию о себе и обеспечить ею своих предпринимателей. Дешевле это можно сделать в единой территориальной системе информирования, копирующей государственное деление и подчинение вплоть до уровня муниципалитетов и районных администраций. Будучи базированным на геоинформационных технологиях, такой банк данных о территории (с разграничением доступа), будучи легко доступным к анализу независимо от физического расстояния, должен побудить развитие территории в направлении, соответствующему его содержимому. Основная проблема на этом пути - способ мышления руководителей, приученных на уровне подсознания не показывать какую-либо информацию. Эта привычка имеет здравый смысл в случае, если выставленная напоказ информация может принести вред своему владельцу (по аналогии с собственными неуправляемыми деньгами или энергией). Это действительно может произойти в случае, когда нарушаются или отсутствуют правила использования информации. Естественно, обученный нашей, хоть старой, хоть новой, системой образования руководитель засекречивает любую информацию от греха подальше. Но суть рыночных преобразований последнего десятилетия в том, что теперь работа каждого сводится не только к производству, но и к продаже. А продажа не является одним и тем же со сбытом. Это отдельное, причем, - главное направление деятельности, которым вынужден заниматься любой производитель. Работа в этом направлении предполагает владение рыночной информацией и эксклюзивными результатами ее анализа, выводами и расчетами применительно к себе вплоть до моделирования своего будущего положения в окружающей среде. Это с одной стороны. А с другой, при наличии у предприятия четкой рыночной стратегии и проводимой на ее основании политики, маркетинговое подразделение предприятия или сам предприниматель, обязаны вызвать у потенциального покупателя не только желание купить предлагаемый товар (услугу), но и вызвать интерес потенциальных инвесторов к участию в развитии данного бизнеса. Сейчас разведывательное подразделение - отдел маркетинга есть у каждого производителя. Но зачастую, на старых производствах ,- это переименованный отдел сбыта, с трудом меняющий свою суть из-за невозможности добыть в быстро меняющемся мире необходимую для продаж-покупок информацию, усугубляющейся отсутствием базового набора данных реального времени (особенно по своей территории), позволивших бы быстро наработать персональную коммерческую информацию. Особенно это касается начинающих производителей товаров и услуг. Сам термин "рыночная информация" вследствие своей размытости может включать в себя совершенно разные составляющие из разных сфер жизни, но такая информация всегда имеет географическую привязку к конкретной территории, особенно - для муниципальных предприятий и предприятий сервиса. Доля такой информации может составлять до 90% от всего необходимого производителю объема. В то же время, она является необходимой или может выступить побуждением для многих производителей в делании своего бизнеса на основании представленной банком данных информации. Если предприниматель, на основании этой информации о территориальной инфраструктуре, увидит выгодные для него (законным образом) решения, он начнет вкладывать свою энергию-финансы в развитие данной территории.
Если же такая система информирования будет создана в виде АО, т.е.
самоорганизована на добровольных началах, акционеры будут заинтересованы
наполнить ресурсы системы собственной информацией. Тогда сработает закон
синергетики и можно будет создать экономический рост, которому (тем же
способом) придать и экологическую направленность.
[1] З.Бжезинский "Великая шахматная доска", М. Международные отношения 1999
[2] http://itogi.lenta.ru/around/2001/06/16/eshelon/
http://www.rg.ru/bussines/rinky/48.shtm
http://www.iptvreports.mcmail.com/interception_capabilities_2000.htm
[3] В.Тронь "Феномен інформації - майбутнє всесвіту", К.
"Вісник Української академії державного управління" №4, 1998 с.203
[4] Юзвишин "Информациология",
[5] Фатхутдинов "Менеджмент",
Москва, 1996