О.А.Карпенко
рабочая группа по информационно-аналитическому
обеспечению органов местной власти, Украина, г. Днепродзержинск
Email: ecolog@alice.dp.ua
т. +38(05692)38427
В настоящее время, с адаптацией к жизни в рыночной экономике, приходит понимание руководителей все новых и новых сфер нашей многоукладной жизни в необходимости применения новых эффективных технологий для экономии подчиненных им ресурсов (энергии, средств). Технологии можно разделить по областям их применения, но все они включают в себя технологии информирования - поддержки принятия решений.
Любому руководителю для принятия верного производственного решения необходимо сначала знать все влияющие на объект решения факторы, а также - проанализировать, смоделировать последствия его выполнения. То есть - для принятия верного решения, кроме его экономического обоснования, необходимо иметь возможность оптимального выбора из различных возможных вариантов.
Работая в службе маркетинга металлургического комбината, а сейчас - в городском управлении, я сделал вывод, что причиной наших промахов являются неверные решения по причине отсутствия у руководителей качественной информации. То есть, очень часто, особенно, вырабатывая решение связанное с территорией, руководитель имеет недостаточную исходную информацию о ней. Так как информация для большинства руководителей зачастую ограничивается текстовым или устным видом, в поле их зрения не попадают многие важные детали, начинающие влиять на процесс только при определенных, но вполне реальных, условиях. Многие задачи по этой причине остаются вообще нерешенными. С другой стороны, многие рациональные идеи и предложения оказываются неуслышанными по причине отсутствия и у подающего и у руководителя той территориальной и экономической информации, которая позволила бы руководителю заинтересоваться предложенной идеей.
Для развития геоинформатики в городе, на сегодня, я выделяю две актуальные задачи, связанные с территорией, решение которых трудновыполнимо без применения ГИС и ДЗ. Решение же этих проблем приведет к поступлению значительных дополнительных средств в городской бюджет и к другим положительным социально-экономическим и экологическим последствиям для жизни города.
Это задачи:
Итак,
Проблема подтопления:
В среднем за месяц 4 квартала
2000 года количество питьевой воды по сети ПУВХК г.Днепродзержинска по
его данным за составили::
Кому | Кол-во, м3 | цена грн | сумма, грн |
Населению | 1'352'167 | 0.56 | 757'213 |
Промышленным предприятиям | 733'800 | 0.56 | 410'928 |
Другим организациям | 662'433 | 0.56 | 370'963 |
Собственные нужды | 21'200 | 0.56 | 11'872 |
Потери в системе | 1'256'000 | 0.56 | 703'360 |
Итого: | 4'025'600 | 0.56 | 2'254'336 |
То есть воды теряется примерно столько же, сколько поставляется населению. Эта вода уходит в почву, в лучшем случае - в канализацию, которая стоит 0,28 грн/м3, то канализация этих потерь стоит 350'000 грн.. Суммируя, в месяц, подача и канализация потерь воды составляет: 1'050'000 грн
Если же считать,. что в канализацию уходит только треть месячных потерь воды - 420’000м3 ( которая обходится 350'000грн), потери на подачу оставшихся потерь воды составляет 470'000грн.
Другими словами, мы ежемесячно вкладываем около 470’000 грн (838’000 м3 воды) в подтопление территории, т.е. - разрушение дорог, зданий, коммуникаций и транспорта.
Площадь города без предприятий - 9’000 га. В среднем, на ее удельный 1м2 ежемесячно выливается 9,31 литра холодной воды только из коммуникаций питьевого водоснабжения, не считая осадков, Днепра и задержки испарения плотными поверхностями.
По данным зимы 2000/2001, на централизованной отопительной ТЭЦ доливали в систему ежечасно 500 м3 холодной воды, если - из водопровода, то по 0,56 грн.м3, то есть - 280 грн/час, 6’720 грн/сут, 202’000 грн/мес. шло только на долив холодной воды.
Долив происходил по причине утечек теплой воды из системы теплосетей. Здесь не считается бытовая горячая вода, которой не было вообще.
Расход энергии на нагрев воды трудно оценить из-за неизвестности этапа, на котором теряется теплая вода (до или после отопительных приборов). Я беру сумму - 4 грн./м3, получаю потерь энергии на долив холодной воды и ее нагрев - 1120 грн/час, ~29’000 грн/сут, 807’000 грн/мес.
Потери тепла есть еще и из-за неэффективности теплоизоляции подводящих труб. Всем знакомы проталины зимой на месте теплонесущих коммуникаций. В этом случае теплоноситель даже не выполняет цели всего процесса - зимнего обогрева помещений. Потери же тепла из помещений также велики, хотя почти неизвестно - на сколько, во всяком случае эти цифры практически не учитываются в обычных экономических расчетах по городу, хотя есть опыт для прецизионной аэрокосмической и военной техники.
Для решения названных проблем предлагаются различные способы, с помощью различных технологий. Перспективна установка счетчиков тепла и воды, которая организационно запустит механизм энергосбережения и поиска мест, объемов и причин утечек. Эта технология, применительно к части города, требует вложений в несколько миллионов гривен и способна решить данные проблемы. Так как ее стоимость велика, применение ее к части территории может дать как выход из проблем, так и породить новые, пока неизвестные, то есть - знать о территории больше. Кроме того, необходимо знать точно, где находятся точки, применение к которым счетчиков дадут наибольший эффект.
На примере двух проблем потерь энергии городом, учитывая, что каждой проблемой занимается отдельная организация со своими блоками и условностями информации, можно сказать, что без соответствующей геоинформационной поддержки решений найти оптимальные точки приложения энергосберегающих технологий можно только случайно. А это - жизненно важно для обеспечения дальнейшего развития процесса энергосбережения в городе.
Для детальной оценки текущего состояния экологии и экономики руководителями как города так и отдельных предприятий и направлений деятельности, необходима возможность получения огромного количества аналитической пространственной информации. Я вижу единственный выход в отображении и моделировании этих процессов с помощью городской ГИС. На данном этапе развития технологий информирования первоочередной задачей является обеспечение понимания и принятия этих технологий руководителями территорий, территориальных подразделений, предприятий и организаций. Похоже, бум геоинформационных технологий сродни буму мультимедиа, которое также мало у нас используется для реальных дел из-за пока недостаточного развития качественной связи, знаний и умений в их применении. Управление процессом информатизации находится в зачаточном состоянии и трудно развивается по этим же причинам.
Поэтому, на мой взгляд, эффективное городское хозяйствование возможно при информационном обеспечении управления, базированном на использовании сетевых геоинформационных технологий. Для такого управления и стимулирования эколого-экономического роста в настоящее время необходимо:
Теперь о чаяниях:
Я очень надеюсь с помощью этих технологий посмотреть и понять, наконец, как, почему и какая вода повлияла и влияет, например, на разрушение инфраструктуры в Самышиной Балке. Полученная информация позволит принять оптимальные решения коммунальному хозяйству и может дать толчок новым технологиям градостроительства. Также очень хочется посмотреть на тепловую карту (снимок) города высокого разрешения, особенно - зимой. Я уверен, что эта информация даст первый толчок к развитию цепного процесса получения знаний о территории, говоря языком геологов или военных, - разведки. Знаний, которые породят верные решения и эколого-экономический рост.
Оговоренные возможности применения ГИС технологий упираются в проблемы применения новых технологий вообще и сильно зависят, в зависимости от умений проживающих на территории людей, от информационной политики, образа мышления и системы образования. Чтобы так глубоко не уходить, есть одна интересная вещь, а именно - если показать с помощью ГИС жителям территории их реальную выгоду, с подтверждающими экономическими расчетами, то эта информация побудит реальные действия и сдвиги в положительную сторону. А так как сказанное относится больше к правилам ведения бизнеса (политике), чем к технологиям, то это должно регулироваться на различных уровнях государственной и местной власти.
Литература:
[1] ArcReview №2(17) 2001